ss x

Сочетание растений: принципы и примеры

Сочетания растений в ландшафтном дизайне сада по высоте, декоративности и срокам цветения, как правило, бывает недостаточно. Часто такая цветочная группа не удовлетворяет хозяина участка. А все дело в том, что не были учтены принципы композиции. Прежде чем оформлять клумбу, нужно получить представление о том, как правильно сочетать цветы, чтобы ваш сад радовал глаз и выглядел достойно, но не нарочито.

Как сочетать цветы

Размещать растения в группе можно по принципу контраста (разнообразия) или нюанса (единообразия).

Контраст — это отношение, выражающее противоположность признаков: высокий — низкий (по высоте), широкий — узкий (по форме куста или листовой пластинки), плотный — ажурный (по фактуре листовой пластинки), «теплый» — «холодный» (по цвету).

Нюанс — это отношение, при котором сходство выражено сильнее, чем различие. Подбирая растения по контрасту или нюансу, учитывают такие декоративные качества растений как габитус куста, форма, размер и окраска листовой пластинки, форма и окраска цветка или соцветия (это элементы композиции).

Подбирая растения в группу, важно придерживаться определенного количества элементов в композиции, которое колеблется от 5 до 9 (максимум 11). Элементы в композиции как бы подчиняются закону сообщающихся сосудов: «сколько из одного места убыло — столько в другое прибыло». Нельзя увлекаться одним элементом в ущерб другим — все время должно быть определенное равновесие, крутящееся вокруг цифр 5-9. Если количество элементов в композиции меньше 5, она бедна. Если больше 9 (11), она перенасыщена элементами и не может радовать глаз.

Примеры красивых сочетаний

Разберем, к примеру, такое сочетание растений на клумбе, как группа из волжанки двудомной, кочедыжника женского, ириса сибирского, хосты Зибольда и бадана сердцелистного. Подсчитаем количество элементов: по форме листовой пластинки — 5, по габитусу растений — 5, по окраске листовой пластинки — 3 (волжанка и кочедыжник — светло-зеленые, ирис и бадан — темно-зеленые и хоста — голубоватая).

Если учесть, что перечисленные виды цветут в разное время и поэтому можно не учитывать форму и окраску соцветий, то общее количество элементов в этой композиции равно 13, что гораздо больше положенного максимума (9-11). Контрастами увлекаться нельзя. В данном случае исправить положение можно, сократив количество видов или, сохранив то же количество видов, ввести в композицию растения со сходными элементами. Допустим, вместо ириса можно взять астильбу гибридную, а вместо бадана более низкорослый вид хосты. В этом случае количество элементов будет следующим: по форме листовой пластинки — 3 (волжанка и астильба имеют схожую форму листовой пластинки, хосты — также), по окраске листовой пластинки — 3 (волжанка и кочедыжник — светлая зелень, астильбы и хоста — темная зелень, хоста Зибольда — голубоватая), по габитусу — 3 (волжанка и астильба -сходство, хосты и кочедыжник — сходство), итого — 9. Таким образом, если растения в группе сильно различаются по форме листовой пластинки, количество элементов должно быть уравновешено за счет схожести окраски листьев и габитуса растений. Если все виды в группе имеют разнообразно окрашенные листовые пластинки, уравновешивайте количество элементов за счет одинаковой формы листьев и их габитуса и т.д.

Когда растения цветут в разное время, не пересекаясь между собой. А если группа одновременно цветущая, придется учесть еще и форму, и окраску цветков и соцветий. Если растения в группе имеют разнообразную окраску (подобранную по законам колористики), придется подобрать виды со схожей формой соцветия. И наоборот, если окраска растений одинаковая, например розовато-красная, усилить группу можно, подобрав растения с разной формой соцветия. Многие виды имеют соцветия, по внешнему виду напоминающие геометрические фигуры: шары (декоративные луки, мордовник, примула зубчатая), цилиндры (дельфиниумы, люпины, лиатрис), конусы (астильбы).

Сочетая растения с одинаковой окраской цветков, но с разной формой соцветий, можно получить оригинальную группу, отличающуюся тонкостью и изяществом линий (например, розовые вертикали буквицы, шары декоративного лука и плоские щитки тысячелистника). Если группа одновременно цветущая, придется позаботиться и о том, чтобы после цветения она осталась декоративной (хотя бы за счет формы листьев или куста). И опять-таки необходимо отметить, что подобный строгий арифметический подсчет вовсе не обязывает нас четко соблюдать параметры. Важно только учитывать их и приблизительно придерживаться. Поскольку растения — это живые существа, кроме уже указанных элементов композиции могут присутствовать и другие факторы. В частности, можно попробовать так подобрать ассортимент для группы, особенно если она одновременно цветущая, чтобы во время цветения количество элементов подсчитывалось уже с учетом окраски и формы соцветий (именно они ударно работают в это время), а после цветения уже с учетом формы куста и листовых пластинок, так как именно они до конца вегетации будут играть первую скрипку.

Сочетания растений для цветника можно подобрать и по принципу нюанса, например, по единообразию формы листовой пластинки или габитуса. В этом случае количество элементов в композиции необходимо разнообразить за счет окраски листовой пластинки. Возьмем группу из различных видов хосты. Форма листовой пластинки у большинства видов идентична, габитус куста тоже. За счет чего же набрать необходимое количество элементов? В данном случае — за счет окраски и, возможно, фактуры листовой пластинки (гладкие листья у хосты подорожниковой и морщинистые, грубые — у хосты Зибольда).

Можно подобрать растения для группы, ориентируясь на разнообразие формы листовых пластинок (особенно интересными получаются группы из теневых растений, которые отличаются невзрачными цветками, но имеют выразительные по форме листья) или на форму куста (шаровидные, колоновидные, овальные и др.). Необычайно хороши группы из волжанки, хосты и роджерсии конскокаштанолистной или из астильбы, папоротника и бадана. Всего по три вида в каждой группе, а смотрятся выразительно и законченно.

Конечно, при подборе растений для группы не стоит ориентироваться только на подсчет элементов, иначе можно уподобиться сороконожке, которая задумалась о порядке движения своих сорока ножек и вовсе не смогла ходить. Важно придерживаться общего правила, помня о «золотой середине», полагаясь на знание ассортимента, декоративных качеств растений и одновременно учитывая эти самые «элементы».

Впечатляет композиция в бело-зеленых тонах из астильбы Тунберга и астранции большой, с белыми соцветиями, нескольких сортов хосты волнистой с различным рисунком листьев и медуницы сахарной. Эта группа будет особенно хорошо смотреться в полутенистом месте, где белый цвет кажется особенно ярким.

Интересно самим потрудиться над составлением групп, но, если нет сил ждать и разбираться в деталях, можно воспользоваться хорошо зарекомендовавшими себя сочетаниями. Например, хорошо сочетаются между собой такие виды, как астильба, папоротники, анемона гибридная, хоста и колокольчик широколистный. Или высокорослые колокольчики, наперстянка пурпурная, аквилегия гибридная и папоротники (учтите, что колокольчики после цветения выглядят неважно, а у аквилегии при недостатке влаги листья после цветения могут исчезнуть вовсе, однако, они вновь отрастут во второй половине лета). Неплохая группа получается из хосты, аконита клобучкового, астильбы, наперстянки и примулы. Самые красивые сочетания цветов и других растений в ландшафтном дизайне представлены на фото:





Все статьи рубрики:   Ландшафтный дизайн »

Adblock
detector