Содержание
- Аранжировка растений с учетом цвета
- Выбор цветовой гаммы при аранжировке цветов
- Как сделать цветочную композицию с учетом времени года
- Композиции из комнатных цветов в контейнерах
- Композиции из домашних цветов в монохроме
- Композиции из цветов для интерьера по аналогичной схеме
- Композиции из комнатных цветов и фото аранжировки по контрастной схеме
- Сочетание цветов в композиции: баланс и динамика
- Цветочная аранжировка: пропорции, фон, текстура
- Идеи композиций из цветов с использованием подручного оборудования
Припомните — бывало ли так, что вы смотрели на цветочные композиции из живых цветов и сразу понимали, что они были созданы опытным аранжировщиком? Вы, возможно, были поражены размером или наличием экзотических цветов в аранжировке. Может быть, вас привлекала необычная форма растений или изящная упаковка. Однако в интересных композициях из цветов, вызывающих мгновенное восхищение, есть кое-что еще — это Гармония.
Для достижения гармонии не обязательно покупать какие-то экзотические растения. Прекрасные композиции из цветов для интерьера можно создать при помощи самых обычных фиалок, бальзаминов и других привычных «друзей подоконника». Перед тем как сделать цветочную композицию – оглянитесь вокруг, вас окружает множество самых разнообразных предметов, способных стать частью цветочной аранжировки.
Гармония — это термин дизайна, используемый для описания объекта, в котором отдельные части сливаются для создания привлекательного целого. Для достижения гармонии должны присутствовать все или почти все основные черты хорошего дизайна — разнообразие текстур, пропорциональность компонентов, ощущение движения и правильное использование цвета. Все эти требования дизайна касаются красоты расположения композиции из живых цветов в контейнере. Однако в нашем случае мы должны также учитывать фон, поскольку одной из главных целей аранжировки является улучшение общего декора комнаты, а не просто ее украшение. В этом разделе вы найдете информацию обо всех этих приемах хорошего цветочного дизайна, научитесь составлять композиции из комнатных цветов, а также узнаете правила аранжировки растений.
Есть и дополнительные требования дизайна. Необходимо использовать стиль, который соответствует вашему мастерству, творческому темпераменту, месту для демонстрации, и т.д.
Остается еще один принципиальный вопрос — должны ли вы рабски следовать всем этим правилам формы, цвета, пропорции и т.д., чтобы быть хорошим цветочным аранжировщиком? В конце концов, большинство этих принципов и элементов являются общими для всех форм художественного творчества, но ведь Пикассо и Рембрандт не могли следовать одним и тем же правилам!
На самом деле Пикассо изучил правила и стили классической живописи, и он применял их в начале своей карьеры. Его собственные стили и методы складывались уже позже. Применяйте этот принцип и в вашем подходе к искусству аранжировки цветов — изучите и освойте на практике классические правила хорошего цветочного дизайна, а затем нарушайте их, если вы действительно начинающий Пикассо. Но сделайте это, осознавая, что вы нарушаете традиционные правила и принципы, которые хорошо вам известны, а не просто поступаете так по неведению.
Аранжировка растений с учетом цвета
Цвет одним из первых бросается в глаза при взгляде на композицию, и поэтому некоторое понимание цвета полезно. Это не означает, что нужно следовать множеству правил. Некоторые из так называемых правил сомнительны, и слишком много уже было написано о том, что с чем сочетается, и как избежать цветовых столкновений — «никогда не ставьте розовый рядом с темно-малиновым» и так далее. Цвет является делом личного вкуса.
Основа теории цвета — это Цветовой круг. Он состоит из многочисленных чистых цветов, из которых получаются светлые и темные оттенки. Существует три основных способа расположить эти цвета вместе так, чтобы зритель чувствовал, что они соответствуют друг другу.
Самый смелый способ — использовать контрастные цвета, которые расположены друг против друга через центр круга, самый спокойный способ — использовать аналогичные цвета, которые расположены рядом друг с другом, а самым утонченным способом является использование оттенков одного цвета.
Если вы аранжируете цветы для дома, а не для выставки цветов, то можно игнорировать цветовой круг и связанные с ним схемы, если вам нравится. В этом случае полезно получить четкое представление о свойствах теплых и холодных цветов, чтобы быть уверенным, что выбранные цвета соответствуют помещению, освещению, сезону, контейнеру и дизайну аранжировки.
Выбор цветовой гаммы при аранжировке цветов
Какие особенности комнаты? Посмотрите на цвет стен, мебели и т.д. — попробуйте использовать один из основных цветов в растительном материале, который вы выбираете. Фон важен! Композиция темного тона будет сильно выделяться на фоне светлой стены, но будет теряться на фоне темных дубовых панелей или бордовой шторы. С другой стороны, впечатление от композиции в светлых или в теплых тонах на темном фоне усиливается.
Как комната освещена? Остерегайтесь темных углов. Синие или фиолетовые цветы, которые выделялись при солнечном свете, в тускло освещенном месте могут стать незаметными. Ночью цвета зависят от источника искусственного освещения. Обычные лампы накаливания могут приглушить холодные цвета и добавить яркости теплым, в то время как люминесцентные лампы делают ярче холодные цвета, а теплые приглушают. При свечах холодные тона темнеют, а теплые приобретают желтизну.
Как сделать цветочную композицию с учетом времени года
При аранжировке цветов всегда следует учитывать время года. В Японии сезон очень важен — в западном мире это просто дополнительный параметр для рассмотрения.
Обратите внимание на фото цветочного дизайна для весенних растений:
Весна — время желтых и голубых цветов.
Летом приходит черед разноцветных сочетаний.
Осень призывает к использованию коричневых, оранжевых и желтых.
Ну а Рождество — традиционное время для белых и ярко-красных цветов.
Композиции из комнатных цветов в контейнерах
В цветочном дизайне квартиры вопрос о том, какой контейнер будет использоваться, остается принципиально важным. Распространенная ошибка — выбор красочного контейнера, который отвлекает от аранжировки. Если вы планируете использовать яркие или узорчатые вазы или чаши, то они должны сочетаться с цветом в аранжировке, иначе контейнер станет более броским объектом. Составляя композиции из комнатных цветов, помните, что важную роль может сыграть белый цвет. Всегда используйте некоторое количество белых цветов в композиции из домашних цветов, размещенной в красочном контейнере.
Не используйте равные количества различных цветов в вашей схеме — пусть один доминирует и будет дополнен другими. Не распределяйте различные цвета равномерно по композиции, иначе вы в конечном итоге получите эффект «пятнистой собаки» — группируйте некоторые из цветов вместе. Будьте осторожны с чистыми цветами — они имеют тенденцию доминировать. Классическая рекомендация — использовать их в небольших количествах и в основном полагаться на полутона и оттенки. Светлые оттенки легче, чем темные, вписываются в большинство схем, поскольку они хорошо сочетаются друг с другом.
Композиции из домашних цветов в монохроме
В монохромной (одноцветной) схеме используются различные тона и оттенки одного цвета. Это самый простой способ быть уверенным, что вы сможете передать настроение, которое хотите создать, — выбирайте красный для драматического эффекта, желтый для яркости, голубой для спокойного эффекта и так далее.
Составляя композиции из цветов своими руками, используйте как можно более широкий диапазон основного цвета, меняя оттенки от бледных до темных.
Стебли и/или листья бывают окрашены в полутона и оттенки зеленого, коричневого или белого цвета, так что истинно монохромная схема доступна только в этих тонах. Ограничение вариаций в цветочном дизайне интерьера означает, что физическая форма композиции должна быть более выраженной за счет использования большего ассортимента форм, размеров, фактур и др.
Такие композиции из домашних цветов, составленные в монохроме, как правило, строги и торжественны.
Композиции из цветов для интерьера по аналогичной схеме
В аналогичной схеме используют два, три или четыре соседних цвета в цветовом круге. Такая аранжировка обладает некоторым спокойным очарованием монохромной схемы, но для нее существует намного больший ассортимент растений, из которых можно сделать выбор. Нет необходимости придерживаться чистых цветов, здесь очень важны тона и оттенки, которые повышают привлекательность композиции.
Аналогичная схема может быть приглушенной и сдержанной, если выполнена только в голубых и сиреневых тонах, или она может быть возбуждающей в темно-красных и пурпурных. Не используйте каждый цвет в равных количествах — пусть один доминирует. В приведенном примере желтые оттенки подавляются оранжевыми и коричневыми тонами.
Композиции из комнатных цветов и фото аранжировки по контрастной схеме
В контрастных схемах выбранные цвета расположены друг напротив друга на цветовом круге. В современной линейной аранжировке целью часто является создание максимального эффекта за счет окраски цветов.
Посмотрите выше на фото композиции из комнатных цветов по контрастной схеме — здесь используются чистые цвета. К примеру, голубой ирис с оранжевыми герберами, желтая роза с фиолетовыми лизиантусами и так далее.
Контрастные схемы всегда живые, но они не должны быть излишне яркими. Секрет в том, чтобы использовать светлые оттенки используемых цветов и создавать композиции в пастельных тонах — розовых с бледно-голубым, коричневато-желтых с сиреневым и др. В этом случае контрастная схема может быть приглушена, так же как аналогичная. Другой подход заключается в использовании светлых оттенков одного цвета и темных контрастного.
В летнее время цветы иногда собирают со всех уголков домашнего сада, а затем создают композицию, в которой находится разноцветная смесь, охватывающая весь спектр. Красные и фиолетовые, желтые и голубые, оранжевые и лиловые — результат может быть приятным, но очень часто это не так. Во-первых, эффект может быть просто слишком ярким, и поэтому, как правило, целесообразно использовать светлые оттенки различных цветов. Во-вторых, эффект может быть слишком пестрым — избегайте использовать все цвета в равных количествах. Пусть всего несколько цветов в композиции доминируют, а другие используйте, как неброское дополнение.
Сочетание цветов в композиции: баланс и динамика
Физическое равновесие жизненно необходимо — если композиция заметно асимметрична, она может перевернуться. Конструкции должны всегда быть надежно закреплены, и контейнер должен быть достаточно тяжелым, чтобы выдержать вес растительного материала. Добавляют песок, гравий и т.д., если это необходимо.
Визуальный баланс при сочетании цветов в композиции требует, чтобы конструкция выглядела стабильной, даже если она явно односторонняя. Существуют различные способы для визуального увеличения веса на более легкой стороне — темные цветы выглядят более тяжелыми, чем светлые, округлые цветы выглядят тяжелее, чем трубчатые. Существует также баланс нижней и верхней части.
Крупные цветы располагают по центру и близко к нижней части композиции, что дает ощущение хорошего баланса — неправильное размещение может заставить композицию выглядеть неуравновешенной.
Динамика предполагает использование приемов и материалов, которые заставляют глаза двигаться от одной части композиции к другой — это движение связано с ритмом, присутствующим в дизайне.
Без ритма (например, букет роз, стоящий в вазе) аранжировка выглядит статичной и однообразной. Существуют различные способы получения такого движения, и пять из них проиллюстрированы на этой странице.
Ко многим линейно-массивным композициям и аранжировкам свободного стиля применяют другой принцип дизайна — доминирование. Это предполагает наличие одной или более частей, на которых глаз останавливается и остается там, в течение короткого времени — эти участки называют фокусными точками. Обычно для этого включают небольшую группу броских цветов.
Существуют и другие способы создания фокусных точек — необычный контейнер, эффектная листва и так далее. Золотое правило заключается в том, чтобы не переусердствовать — ни один элемент не должен доминировать настолько, чтобы отвлекать глаз на долгое время от остальной части композиции.
Цветочная аранжировка: пропорции, фон, текстура
Цветочная композиция состоит из нескольких элементов, которые могут быть видны — сосуда, растительного материала и, возможно, подставки и аксессуаров. Хорошая пропорция означает, что размеры элементов должны быть в таком соотношении, чтобы создавать приятный эффект.
Это особенно заметно на пейзажных, малых и миниатюрных композициях, и главными виновниками диспропорции обычно являются слишком крупные цветы и аксессуары. Но диспропорциональная аранжировка может быть в любом стиле, и наиболее распространенная причина — это сосуд, который не подходит по размеру для растительного материала.
Золотое сечение, показанное на фото выше, издавна используется в качестве критерия для идеальной пропорции.
Композиция может быть вполне пропорциональной, но при этом совсем не подходить для фона или обстановки, в которой она размещена. Чтобы избежать проблемы, необходимо учитывать несколько аспектов. Прежде всего, это стиль комнаты — очевидно, что абстрактная композиция будет выглядеть неуместно в простой обстановке коттеджа. Размер комнаты не менее важен — миниатюрная композиция в больших и высоких залах может выглядеть жалкой.
Учитывать тип поверхности стены тоже важно — см. фото выше. Существуют также практические проблемы, которые не следует создавать, например, композиции на обеденный стол, мешающие разговору, и аранжировки в прихожей, препятствующие свободному проходу.
Растительный материал может иметь всевозможные текстуры — глянцевые, бархатистые, опушенные, тусклые, колючие и др. Глянцевый цветок становится ярче, если рядом матовая листва, а блестящие листья придают композиции блеск при сильном освещении. Роль различных текстур — в повышении привлекательности аранжировки за счет разнообразия. Это очень важно, когда есть лишь небольшое различие в окраске цветов, и когда в аранжировке свободного стиля используется малое количество растительного материала.
Идеи композиций из цветов с использованием подручного оборудования
Для того чтобы воплотить в жизнь ваши идеи композиций из цветов, необходимо основательно «вооружиться». Пусть вас не смущает большое число инструментов и другого оборудования, проиллюстрированных и описанных на этих страницах. Лишь немногие (ведро, ножницы, нож и лейка) представляют для новичка предметы первой необходимости — остальные являются дополнительными. Следите за тем, чтобы острые предметы, такие как ножницы и ножи, хранились подальше от детей, и постарайтесь держать все инструменты вместе в коробке. При аранжировке цветов положите над рабочей поверхностью большой пластиковый лист.
Ведро с водой является необходимой частью оборудования для сбора цветов из сада и хранения их при создании аранжировки. Выберите ведро с боковыми ручками, так как стандартная ручка свободно качается и может повредить цветы во время транспортировки. Не используйте ведро для флористики на кухне.
Консервант для срезанных цветов в порошкообразном или жидком виде в основном содержит бактерицидные вещества для предотвращения появления слизи и запахов, развивающихся в вазах с водой, а также сахар для продления жизни свежих цветов.
Купите нож с острым лезвием — он подойдет для всех видов использования. Он вам понадобится для очистки стеблей, удаления листьев и избавления от шипов. Он также применяется для обработки концов стеблей — наклонных срезов и, иногда, вертикальных расщепов. Существует также потребность в вырезании флористической губки и удалении избытка формовочной массы.
Лейка необходима для доливки воды в контейнер и смачивания флористической губки с композицией из свежих цветов. Покупайте пластиковые с длинным и узким носиком, начинающимся у основания лейки.
Никогда не пытайтесь срезать толстые и древесные стебли обычными ножницами — используйте вместо них секаторы. Вы можете купить обычный садовый секатор, но есть и модели с узкими лезвиями, сделанные специально для флористов.
Ручной опрыскиватель, способный производить мелкий туман из водяных капель, помогает в теплую погоду поддерживать композицию свежей. Распыляйте туман чуть выше верхней части композиции. Сделайте это один раз, когда аранжировка закончена, и повторяйте, по возможности, ежедневно.
Самые обычные ножницы не подходят для резки стеблей — они, как правило, раздавливают ткани. Выбирайте ножницы для цветов с короткими лезвиями, одно из которых зубчатое. В основании может быть паз — используйте его для резки тонкой проволоки, но не для деревянистых стеблей.
Используйте проволоку, чтобы связать пучки срезанных цветов вместе. Есть три основных вида проволоки. Самая толстая продается в виде отрезков-заготовок. Проволока для обвязки роз и других цветов тоньше, а самая тонкая наматывается на катушку — она широко используется флористами для связывания растительного материала.
Зубочистки — удобный многофункциональный помощник. Используйте зубочистки, чтобы проделать во флористической губке дырку для мягких стеблей или для прикрепления плодов к губке с цветочной композицией. Несколько зубочисток иногда прикручивают вокруг основания свечи, чтобы закрепить ее в настольной аранжировке.
Аэрозольные краски при финишной отделке цветочных композиций можно использовать в любое время года, но особенно актуальны они на Рождество — аранжировки с золотыми или серебряными сосновыми шишками, ягодами, листьями и цветами можно увидеть повсюду. Краски широко используются на сосудах, крепеже, подставках и т.д., а также на растительном материале.
Приобретите необходимый крепеж. Постановка цветов в вазе или кувшине с водой — древний способ создания цветочных композиций, но практически для всех современных аранжировок необходимо использовать материалы, которые удерживают листья и цветы на нужном месте внутри контейнера. Эти материалы и связанные с ними вспомогательные средства известны как крепеж. Они должны быть надежно закреплены и скрыты от глаз. Лишь немногие (флористическая губка, флористический пластилин, аранжировочная сетка и фиксаторы «лягушки») представляют собой предметы первой необходимости — остальные являются дополнительными.
Флористическая губка (другое название: флористическая пена) — это пористый пластик, изобретенный в 1940 году. Он стал главным способом крепления цветов для домашней аранжировки. Есть два типа — зеленая «лягушка» губка, которую замачивают в воде, а затем используют для свежего растительного материала, и коричневая или серая губка, которая используется только для сухих и искусственных композиций. Зеленая губка бывает различных форм — блоки («кирпичи») и цилиндры самые популярные. Это очень легкий материал, но его вес при насыщении водой увеличивается более чем в 30 раз. Эта зеленая губка никогда не должна высыхать после ее замачивания.
Если после использования вы завернете ее в фольгу или пластиковую пленку, она может быть пригодна еще для нескольких аранжировок. Большое преимущество губки в том, что стебли могут быть расположены под любым углом, как в мелких, так и в глубоких сосудах, а также устраняется проблема загнивания воды. У нее мало недостатков — для большой композиции необходима дополнительная поддержка проволочной сеткой и некоторые растения (например, нарциссы и тюльпаны) с трудом поглощают из нее воду.
Клеящая липкая лента бывает как широкой, так и узкой. Широкая лента используется в основном для закрепления флористической губки или проволочной сетки в сосуде. Узкие ленты иногда натягивают в верхней части мелкого сосуда с широким горлышком крест-накрест, чтобы сформировать удерживающую растения сетку.
Фиксатор — это самый простой тип крепления губки. Это небольшой пластиковый диск с четырьмя вертикальными зубцами — основание крепится к контейнеру с помощью пластилина, а блок или цилиндр флористической губки насаживается на зубцы. Если используется большой блок флористической губки, может потребоваться более одного фиксатора.
Флористический пластилин — незатвердевающее липкое вещество в виде ленты, которая скрепляет сухие поверхности вместе. Оно широко используется для фиксации лягушки, наколки или держателя свечи в контейнере и бывает коричневого и зеленого цвета. В качестве замены может использоваться обычный пластилин.
Наколка (другое название: кензан) нужна для поддержки цветочной композиции, выполненной своими руками, в нужной вам форме. Множество острых штырьков прочно удерживаются в твердой основе, которая может быть круглой или прямоугольной формы. Ее главное преимущество в том, что она будет надежно удерживать толстые и тяжелые стебли. Наколки могут быть использованы самостоятельно в неглубокой плошке или вместе с другими креплениями для большой композиции в глубоком контейнере. Выберите модель с тяжелым основанием и большим количеством острых медных штырьков. Недостатком этого крепления является то, что оно дорогое. Если вы можете позволить себе только одну наколку, выберите круглую размером 8 см. Крепите ее к основанию контейнера с помощью флористического пластилина. Наколка бывает встроена в дно металлической плошки, удерживающей воду. В этом случае нет необходимости в дополнительном сосуде.
Флористические пробирки (другое название: удлинители для цветов) — это миниатюрные вазочки, которые используются в крупных цветочных аранжировках, где листья и цветы должны быть поставлены выше, чем позволяет высота их стебля. Обычно они имеют длину около 30 см и заостренным концом, как правило, прикреплены к палочке, которая затем втыкается во флористическую губку или проволочную сетку. Наполните пробирку водой перед тем, как вставлять стебли.
Мелкая галька, круглые и сплюснутые стеклянные шарики уже давно используются для удержания стеблей срезанных цветов. При такой установке стеблей в аранжировке будет присутствовать легкая подвижность.
Аранжировочная сетка (другое название: проволочная сетка, петельная проволока) также может понадобиться при составлении композиции из комнатных цветов. Покупайте тонкую сетку с ячейками 5 см. Отрежьте твердую кромку, сверните в трубочку, сомните в комок и поместите в контейнер. Проволочная сетка является предпочтительным способом крепежа для аранжировок с большим количеством высоких или тяжелых стеблей. Сетка с ячейками 3 см часто используется для покрытия блока флористической губки, если планируется большая композиция. Некоторые специалисты сетке с пластиковым покрытием предпочитают оцинкованную. Будьте осторожны, чтобы не поцарапать ею стороны ценного сосуда. Вымойте и высушите сетку после использования — ее можно использовать многократно.