ss x
x

Основы теории цветоведения

Цветоведение — это наука, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.

Знание основных понятий, законов и положений цветоведения для человека, занимающегося любым искусством, просто необходимо, ведь эта наука не только изучает теорию, что, несомненно, очень важно, но и имеет практическое художественное применение.

Цветовое ощущение

Как же возникла данная теория, и как людям удалось найти полное соответствие между цветами света и пигментов?

Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.

В основе цветоведения лежит цветовое ощущение. В подавляющем большинстве случаев оно возникает в результате воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапазона длин волн, в котором это излучение воспринимается глазом (видимый диапазон — длины волн от 380 до 760 нм). Иногда цветовое ощущение возникает без воздействия лучистого потока на глаз — при давлении на глазное яблоко, ударе, электрическом раздражении и др., а также по мысленной ассоциации с другими ощущениями — звука, тепла и т. д., в результате работы воображения.

Различные цветовые ощущения вызывают разноокрашенные предметы, их разноосвещенные участки, а также источники света и создаваемое ими освещение. При этом восприятия цветов могут различаться (даже при одинаковом относительном спектральном составе потоков излучения) в зависимости от того, попадает ли в глаз излучение от источников света или несамосветящихся объектов. В человеческом языке, однако, используются одни и те же термины для обозначения цвета разных типов объектов. Основную долю предметов, вызывающих цветовые ощущения, составляют несамосветящиеся тела, которые лишь отражают или пропускают свет, излучаемый источниками. В общем случае цвет предмета обусловлен следующими факторами: его окраской и свойствами поверхности, оптическими свойствами источников света и среды, через которую свет распространяется, свойствами зрительного анализатора и особенностями еще недостаточно изученного психофизиологического процесса переработки зрительных впечатлений в мозговых центрах.

Основные и дополнительные цвета

Исаак Ньютон первым доказал, что цвет есть белый свет. Он сумел разложить солнечный свеч на различные цвета спектра, пропустив белый солнечный луч сквозь хрустальную трехгранную призму. Доказав, что цвет — это свет, солнечный спектр может быть получен из света, было выяснено, что солнечный спектр содержит все цвета природы.

Другой английский ученый Томас Янг в начале XX в. провел опыт с фонарями, проецируя шестью фонарями цвета спектра на белую стену. Ему удалось получить белый цвет, подтверждающий результаты эксперимента Ньютона. Продолжая свой опыт, Янг стал менять цвета и исключать некоторые из них. В результате выяснилось, что шесть цветов спектра могут быть сокращены до трех основных первичных цветов. Янг открыл, что только три цвета — красный, зеленый, темно-синий — могут воссоздать белый свет.

Открытие Янга, согласно которому все оттенки получаются только из трех цветов, помогает понять природу основных цветов.

Если все цвета могут быть разложены на темно-синий, зеленый и красный, они должны быть тремя основными цветами. Но ученый продолжал эксперименты. Получив белый свет из трех цветов, он затем обнаружил, что, проецируя зеленый луч на красный, можно получить желтый. Проекция синего на красный дает фиолетовый, а темно-синего на зеленый — голубой.

В результате эти цвета считаются дополнительными.

Происходит эго из-за того, что в природе, когда свет падает на объект, он отражает все или часть цветов, полученных из света.

Белый объект, как все, получает лучи света (красные, зеленые и синие), но преломляет их, создавая белый свет из трех.

В черном объекте происходит обратное: он поглощает три световых цвета, оставляя объект без света, — вот почему мы видим его черным.

Желтый объект получает лучи света (красные, зеленые и синие), поглощает синий и отражает красный и зеленый, поэтому мы видим желтый, так как красный луч, добавленный к зеленому, удваивает количество света и производит более яркий желтый луч. Данное явление называется аддитивным смешением (синтезом). При этом свет «рисует» соединением цветов, а сложение трех основных цветов производит белый цвет.

Но когда мы рисуем, то не пользуемся светом, не можем получить желтый пигмент, смешав красный и зеленый. Художественные смешения всегда требуют вычитания света. Такое явление называется субтрактивным синтезом, когда смешение пигментных цветов приводит к исключению света. Когда смешиваются кармин и желтый, получается более темный цвет — красный. Смешение трех основных пигментных цветов дает черный.

Вследствие этого в искусстве живописи основные цветные пигменты должны быть светлее, чем основные цветные световые лучи.

При этом художники пользуются шестью колерами спектра как базовыми, когда изменяются оттенки некоторых цветов по отношению к другим. В живописи основными являются дополнительные световые цвета и наоборот.

Смешивая основные цветные пигменты парами, получим дополнительные цвета:

  • Темно-синий при смешивании голубого и пурпура
  • Зеленый при смешивании голубого и желтого
  • Красный при смешивании желтого и пурпура

Когда дополнительные цвета смешиваются с основными, получаются третичные цвета: светло-зеленый, оранжевый, фиолетовый, кармин, изумрудная зелень, ультрамарин.

Таким образом, цветовой круг, лежащий в основе цветоведения, содержит только 12 цветов. Тем не менее если продолжить смешивать третичные цвета с основными и дополнительными, то получится новая серия из 12 цветов. Если продолжить этот процесс, можно получить бесконечное количество оттенков.

Внутри цветового колеса существуют определенные закономерности. Во-первых, согласно теории цветоведения, располагающиеся рядом основные и дополнительные цвета взаимно усиливают друг друга, во-вторых, цвета, расположенные рядом в хроматическом круге, передают часть своего цвета соседнему цвету.

Следовательно, можно сделать такое важное заключение по теории цвета в ее практическом применении в искусстве живописи: полное соответствие между цветами света и пигментов позволяет художнику создать эффект натурального света простым смешением трех основных цветов: желтого, пурпурного и голубого.

Другое заключение, не менее важное, относится к так называемым «дополнительным» цветам. Так, желтый является дополнительным для темно-синего, пурпурный — для зеленого, голубой — для красного, и наоборот.

Цветовой круг показывает, что все цвета расположены напротив своих дополнительных. Зная это и пользуясь большим кругом, который показывает третичные цвета, можно установить дополнительные. При этом смешение двух дополнительных даст черный цвет.

Дополнительные цвета используются в различных ситуациях. В первую очередь они создают цветовые контрасты. Если положить колер рядом с его дополнительным, например, желтый против темно-синего, получится необыкновенный контраст. Знание дополнительных цветов очень важно для художника и позволяет писать в широком спектре.

В хороших произведениях искусства существует гармония цветов и оттенков, которая в основном создается художником. Частично, конечно, эта гармония обеспечивается природой, естественными цветами, которыми пишет художник, и поведением освещения. Но задача художника — подчеркнуть или изменить натуру в своем произведении, выбрать палитру с необходимыми для сюжета доминирующими оттенками, цветовую гамму.

Теплые, холодные и нейтральные цвета

Условно весь диапазон цветов, изучаемый в цветоведении, делится на теплые, холодные и нейтральные.

Диапазон теплых цветов характеризуется тенденцией к охра-сиенна-красным оттенкам и выполняется из следующих цветов в спектре: зеленовато-желтый, желтый, оранжевый, алый, пурпурный, фиолетовый и их производные.

Диапазон холодных цветов характеризуется тенденцией к зеленовато-лиловому цвету и в основном состоит из следующих цветов: зеленовато-желтого, зеленого, голубого, аквамарина и фиолетового в соседстве с их вариантами.

Диапазон нейтральных (приглушенных или сероватых) цветов. Главной характеристикой этого ряда является тяготение к серому. Цвета грязновато-серых оттенков доминируют независимо от того, теплые они или холодные. Этот диапазон представляет собой в основном смеси дополнительных цветов и белил. В составе подобных цветов практически могут участвовать все цвета спектра, но смешение дополнительных придает приглушенный характер.

Одним из знаков, характеризующих цвет, является насыщенность. Самыми насыщенными являются цвета спектра. Ненасыщенные цвета в обиходе называют бледными: бледно-розовый, бледно-голубой, бледно-сиреневый.

Другим характеризующим цвет моментом является яркость. В зависимости от яркости цвета называют темными или светлыми, например, темно-малиновый, темно-красный, светло-салатовый, светло-бежевый. Цвета одновременно малонасыщенные и темные чаще всего оценивают как «грязные». Наиболее «чистыми» считают цвета, которые обладают максимально возможной светлотой.

Светлота цвета — качество цвета, воспринимаемое человеком, идентичное по яркости одной из ступеней серого; относительная яркость, характеризуемая коэффициентом отражения.

Цвет в боди-арте играет большую роль. С помощью цвета можно изобразить свет и тень, выпуклости и вогнутости, объем, форму, перспективу и даже светящиеся предметы. Схематичное восприятие цветов является чаще всего причиной того, что рисунок выглядит неестественно. В науке о цвете белые, серые и черные цвета принято называть ахроматическими (бесцветными), все же остальные — хроматическими (цветными).

При этом мало знать основы цветоведения и уметь составить из имеющегося набора красок нужный колер, необходимо еще и положить его в нужное место. Очень часто получается так, что, подобрав красивые, яркие краски и положив их на основу, начинающий художник не получает задуманного цветового эффекта. Это происходит потому, что не учитываются условия цветовой композиции.

Цветовая композиция

Цветовая композиция — сочетание цветовых пятен на плоскости, в пространстве, организованное в определенной закономерности и рассчитанное на эстетическое восприятие.


Выделяют четыре типа цветовых композиций:

  • Монохромия строится на одном хроматическом цвете
  • Полярная — на двух контрастных или дополнительных цветах
  • Трехцветие — основными являются три хроматических цвета
  • Многоцветие строится на четырех и более цветах.

Зрение человека устроено так, что находящиеся рядом цветовые пятна глаз автоматически смешивает и в результате краски, которые сами по себе красивы, в восприятии зрителя смешиваются, получается серое пятно, которое получилась бы, если бы мы на самом деле смешали эти краски. Также нужно помнить о том, что любой предмет обладает способностью отражения или поглощения цветовых оттенков, находящихся рядом предметов, что два разных по цвету предмета на одном фоне могут выглядеть по-разному. Все эти моменты необходимо учитывать при составлении цветовой композиции.

И, наконец, цветовая композиция определяет расположение предметов по отношению друг к другу с учетом их цвета, формы, пространственного расположения, тоновой насыщенности и яркости цвета.

Кроме физических основ цветоведения, теории смешивания цветов и использования холодных и теплых тонов, художник должен уметь разбираться в характеристиках цвета, таких как цветовой тон, насыщенность, светлота. Важны также знания и умения по применению теории цветовых контрастов, систематизации цвета в гармонии, физическому, психологическому и оптическому воздействию цвета, колористке, технике высветления и затемнения. С их помощью художник лепит объем, создавая иллюзию трехмерного мира. К примеру, в фейс-арте с помощью светлых тонов моделируют лицо с целью конкретизации его форм и деталей и изменения их при необходимости. Следует хорошо усвоить и твердо знать, что темные тона красок сужают, углубляют, отдаляют предмет, а светлые — расширяют, увеличивают, приближают его. Поэтому все, что хотят сделать заметным или оптически уменьшить, покрывают слоем темного тона. На детали, которые имеют небольшие пропорции, выглядят по размеру маленькими, наносят светлый тон. Например, курносый нос или вогнутый подбородок будут казаться еще меньше, если их протонировать темной краской.

Теперь вы знаете, что называют цветоведением, имеете представление об основах колористики и композиции, а значит, можно начинать творить!


Все статьи рубрики:   Ландшафтный дизайн » Фитодизайн »